AGENT MDK - Art приколы и инересное в интернете » Фото Приколы Интересное » О том, как делают баяны
О том, как делают баяны
24-03-2016, 12:05
Фото Приколы Интересное » О том, как делают баяны
Рассказывает Сергей Мухамедов: Редакция недоСМИ в полном своем составе в количестве одного человека, терзаемая вопросом, сложно ли порвать баян, отправилась на родину российского оружия, пряника и самовара, в гости на предприятие «Тульская гармонь».
Первые гармони появились в России в начале девятнадцатого века и благодаря оригинальному звучанию и внешней привлекательности быстро стали популярными. Количество мастеров гармонного дела выросло настолько, что промысел по изготовлению этих музыкальных инструментов стал в Туле вторым по значимости.
В 1870 году Николай Иванович Белобородов, стараясь расширить музыкальные возможности инструмента, изготавливает двухрядную гармонь с полной хроматической гаммой, включающей не только семь основных нот, но и пять полутонов.
Так как все частные фабрики в дореволюционной России были основаны на надомном производстве и не годились для преобразования в промышленные предприятия, в 1930 году в Туле начинается строительство гармонной фабрики, на которой через несколько лет было налажено серийное производство.
В былые советские времена этот самый крупный в Союзе завод выпускал 5000 баянов и аккордеонов в месяц, теперь же только 300. Самая дешевая модель — одноголосая однорядная сувенирная гармонь — стоит 5000 рублей, а концертный многотембровый четырехголосый баян — 420 000 (я не ошибся в нулях), ученические — от 25 тысяч.
— Так все-таки сложно ли порвать баян? — спрашиваю я у главного инженера.
— Ну, тут все от количества зависит, но, к слову, если на инструмент пролить стакан водки, то он испортится. Меха размокнут и порвутся в итоге. Гармонисты, например, не любят в Китай на гастроли ездить — баян через неделю разбухает от влажности, если сделан не из выдержанной пять лет древесины.
— А порванные пополам приносят чинить?
— Нет, ни разу не было.
— На Новый год, Восьмое марта играете на работе, когда празднуете?
— За столом нет, бывает, приглашаем коллектив какой, они выступают.
— Играть, естественно, все сотрудники умеют?
— Зачем? Далеко не все, тут же технология производства важна, но на проверке и настройке, конечно, играют.
На заводе три цеха: столярный, слесарный и сборочный. Удивительно молодой главный конструктор водит нас по этажам. В моем представлении он должен был быть как минимум стариком.
— Сколько нужно времени, чтобы спроектировать новую модель?
— Если использовать готовые детали — месяц.
— Так быстро?
— А что тут сложного? Если разобраться, баян — вещь достаточно простая.
Столярка — чисто мужской цех.
По традиции, баяны отделываются целлулоидом. Все модели выглядят классически. Никакого кевлара, полированного алюминия и карбона — звук будет не тот. «Модники» же привозят корпуса из Италии — они интереснее — и уже здесь вставляют наши внутренности — «потому что тульский звук еще никто не отменял».
Сначала целлулоид отмачивают в ацетоне.
Затем, когда он станет мягким, обтягивают детали и полируют.
За этими обрезками советские тульские мальчишки специально ходили на фабричную помойку и, добавив к ним тюбик из-под зубной пасты, получали отличную ракету. Московские же были вынуждены тратить деньги на целлулоидные пеналы и теннисные шарики для дымовушек. Вот сейчас пишу и расстраиваюсь, что не прихватил с собой пару листов. Дочке бы показал мастер-класс, а то нынче китайскую петарду купить проще, чем самому что-то сделать.
Все детали собственного производства.
Изготовление баяна на 95% ручной труд. Единственная деталь, где используется станок с ЧПУ, — декоративная решетка.
Высококлассные мастера работают в отдельных помещениях, среди красного дерева и самодельных рубанков, а не в общем цехе.
Считается, что по-настоящему хороший баян собирается одним мастером. Это модель с семью подбородочными регистрами — кнопками, расположенными сверху и нажимаемыми в процессе игры не руками.
Так изготавливается кусковая голосовая планка.
Именно она и издает звук.
Баян относится к язычковым музыкальным инструментам. Проходя через отверстия, воздух колеблет металлические планочки.
Каждая настройщица сидит в отдельной кабинке.
На кусковую голосовую планку из трубок подается воздух, встроенный в стенд микрофон фиксирует частоту.
Компьютер сообщает о погрешности. Далее кончик язычка легким прикосновением надфиля спиливается на ничтожную часть, меняется его вес, а значит, и звук.
— А если слишком сильно спилить? — спрашиваю у настройщика.
— Тогда спиливаешь язычок ближе к началу, и так по кругу.
Но в финале, когда баян собран целиком, его все равно настраивает мастер уже на слух.
На сборку одного полукорпуса уходит минимум 3-4 недели, каждая работница собирает свой от начала и до конца.
Левый полукорпус содержит 2000 деталей.
— Целый месяц собираете! Потом его, наверное, видеть не можете?
— Что вы! Мы переживаем, к настройщику заходим, узнаем, не хочется, чтобы потом на переделку возвращался.
Все, что имеет 2 ряда клавиш, — гармонь, у баяна 3-5 рядов, аккордеон с клавишами как на рояле. В Европе еще встречается кнопочный аккордеон, который внешне от баяна неспециалисту не отличить.
Расписывание и нанесение логотипа. Названия всех моделей — кириллические.
— Рисунки отличаются от настроения?
— Конечно, я ж не машина.
— Хочется, наверное, какой-нибудь свой узор придумать?
— Так я и придумываю иногда, я здесь уже шесть лет работаю.
Присматриваюсь к ромашкам, действительно, все разные.
Последний этап — упаковка. Баян протирается и укладывается в чехол. Все.
Также смотрите:
Первые гармони появились в России в начале девятнадцатого века и благодаря оригинальному звучанию и внешней привлекательности быстро стали популярными. Количество мастеров гармонного дела выросло настолько, что промысел по изготовлению этих музыкальных инструментов стал в Туле вторым по значимости.
В 1870 году Николай Иванович Белобородов, стараясь расширить музыкальные возможности инструмента, изготавливает двухрядную гармонь с полной хроматической гаммой, включающей не только семь основных нот, но и пять полутонов.
Так как все частные фабрики в дореволюционной России были основаны на надомном производстве и не годились для преобразования в промышленные предприятия, в 1930 году в Туле начинается строительство гармонной фабрики, на которой через несколько лет было налажено серийное производство.
В былые советские времена этот самый крупный в Союзе завод выпускал 5000 баянов и аккордеонов в месяц, теперь же только 300. Самая дешевая модель — одноголосая однорядная сувенирная гармонь — стоит 5000 рублей, а концертный многотембровый четырехголосый баян — 420 000 (я не ошибся в нулях), ученические — от 25 тысяч.
— Так все-таки сложно ли порвать баян? — спрашиваю я у главного инженера.
— Ну, тут все от количества зависит, но, к слову, если на инструмент пролить стакан водки, то он испортится. Меха размокнут и порвутся в итоге. Гармонисты, например, не любят в Китай на гастроли ездить — баян через неделю разбухает от влажности, если сделан не из выдержанной пять лет древесины.
— А порванные пополам приносят чинить?
— Нет, ни разу не было.
— На Новый год, Восьмое марта играете на работе, когда празднуете?
— За столом нет, бывает, приглашаем коллектив какой, они выступают.
— Играть, естественно, все сотрудники умеют?
— Зачем? Далеко не все, тут же технология производства важна, но на проверке и настройке, конечно, играют.
На заводе три цеха: столярный, слесарный и сборочный. Удивительно молодой главный конструктор водит нас по этажам. В моем представлении он должен был быть как минимум стариком.
— Сколько нужно времени, чтобы спроектировать новую модель?
— Если использовать готовые детали — месяц.
— Так быстро?
— А что тут сложного? Если разобраться, баян — вещь достаточно простая.
Столярка — чисто мужской цех.
По традиции, баяны отделываются целлулоидом. Все модели выглядят классически. Никакого кевлара, полированного алюминия и карбона — звук будет не тот. «Модники» же привозят корпуса из Италии — они интереснее — и уже здесь вставляют наши внутренности — «потому что тульский звук еще никто не отменял».
Сначала целлулоид отмачивают в ацетоне.
Затем, когда он станет мягким, обтягивают детали и полируют.
За этими обрезками советские тульские мальчишки специально ходили на фабричную помойку и, добавив к ним тюбик из-под зубной пасты, получали отличную ракету. Московские же были вынуждены тратить деньги на целлулоидные пеналы и теннисные шарики для дымовушек. Вот сейчас пишу и расстраиваюсь, что не прихватил с собой пару листов. Дочке бы показал мастер-класс, а то нынче китайскую петарду купить проще, чем самому что-то сделать.
Все детали собственного производства.
Изготовление баяна на 95% ручной труд. Единственная деталь, где используется станок с ЧПУ, — декоративная решетка.
Высококлассные мастера работают в отдельных помещениях, среди красного дерева и самодельных рубанков, а не в общем цехе.
Считается, что по-настоящему хороший баян собирается одним мастером. Это модель с семью подбородочными регистрами — кнопками, расположенными сверху и нажимаемыми в процессе игры не руками.
Так изготавливается кусковая голосовая планка.
Именно она и издает звук.
Баян относится к язычковым музыкальным инструментам. Проходя через отверстия, воздух колеблет металлические планочки.
Каждая настройщица сидит в отдельной кабинке.
На кусковую голосовую планку из трубок подается воздух, встроенный в стенд микрофон фиксирует частоту.
Компьютер сообщает о погрешности. Далее кончик язычка легким прикосновением надфиля спиливается на ничтожную часть, меняется его вес, а значит, и звук.
— А если слишком сильно спилить? — спрашиваю у настройщика.
— Тогда спиливаешь язычок ближе к началу, и так по кругу.
Но в финале, когда баян собран целиком, его все равно настраивает мастер уже на слух.
На сборку одного полукорпуса уходит минимум 3-4 недели, каждая работница собирает свой от начала и до конца.
Левый полукорпус содержит 2000 деталей.
— Целый месяц собираете! Потом его, наверное, видеть не можете?
— Что вы! Мы переживаем, к настройщику заходим, узнаем, не хочется, чтобы потом на переделку возвращался.
Все, что имеет 2 ряда клавиш, — гармонь, у баяна 3-5 рядов, аккордеон с клавишами как на рояле. В Европе еще встречается кнопочный аккордеон, который внешне от баяна неспециалисту не отличить.
Расписывание и нанесение логотипа. Названия всех моделей — кириллические.
— Рисунки отличаются от настроения?
— Конечно, я ж не машина.
— Хочется, наверное, какой-нибудь свой узор придумать?
— Так я и придумываю иногда, я здесь уже шесть лет работаю.
Присматриваюсь к ромашкам, действительно, все разные.
Последний этап — упаковка. Баян протирается и укладывается в чехол. Все.
Также смотрите:
Уважаемый посетитель,
Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.